Вопросы административной ответственности за нарушение трудового законодательства

Верховным Судом Республики Бурятия проведен анализ практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотренных статьями  5.27 – 5.34, 5.40, 5.42, 14.54, 15.33.2, 15.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучены дела рассмотренные  судьями  районных (городских) судов, а также  мировыми судьями  республики за период с 1 января 2021г. по 31 декабря 2021г.

К законодательству об административных правонарушениях, которым следует руководствоваться при рассмотрении данной категории дел, относится:

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе подведомственность и подсудность этих дел;
  • нормы  Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; 
  • нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).  

Необходимо учитывать  разъяснения  Пленума Верховного Суда Российской Федерации,  приведенные в  постановлении  от 23.12.2021 № 45.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 5, 7 статьи 5.27, частью 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ, относится к исключительной компетенции судей судов общей юрисдикции (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ). Также судьями  разрешаются дела об административных правонарушениях, закрепленных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27, частями 1 – 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в случае, если должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении (статья 23.12 КоАП РФ), передает его на рассмотрение судье (часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ).

При разрешении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ, подлежат применению общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также коллективные договоры, соглашения и принятые во исполнение положений законов и иных нормативных правовых актов локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (статьи 5, 8 – 10, часть вторая статьи 22 ТК РФ).

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Приведенные положения должны учитываться применительно к внесению изменений не только в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ, статья 12 ТК РФ).

При привлечении к административной ответственности следует проверять, в том числе был ли на момент совершения административного правонарушения соблюден порядок государственной регистрации нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, нарушение которых явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством), а также порядок его опубликования и вступления в силу.

Субъектами административной ответственности за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов выступают в том числе: работодатели – юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – работодатели), их должностные лица, допустившие нарушения в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем (части 1, 2, 4 – 7 статьи 5.27, статья 5.27.1 КоАП РФ); физические или должностные лица, не уполномоченные работодателем на привлечение к трудовой деятельности иных лиц (части 3, 5 статьи 5.27 КоАП РФ).

К числу должностных лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности по статьям 5.27, 5.27.1 КоАП РФ, следует относить лиц, совершивших административные правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).

Прекращение трудовых отношений с должностным лицом, в том числе руководителем организации, не исключает возможности возбуждения в отношении его производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, если нарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ) и не истек срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий один год (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя также не препятствует привлечению данного лица к административной ответственности в пределах срока давности за совершенные им в период осуществления указанной деятельности административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.27, 5.27.1 КоАП РФ. При этом такому лицу назначается административное наказание, установленное для индивидуальных предпринимателей.

В период введения в отношении работодателя – юридического лица внешнего управления или конкурсного производства, а также после принятия арбитражным судом решения о признании выступающего в качестве работодателя индивидуального предпринимателя банкротом и о введении реализации имущества гражданина субъектом административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.27, 5.27.1 КоАП РФ, может являться внешний, конкурсный, финансовый управляющий в случае осуществления им прав и обязанностей работодателя (статья 94, пункт 1 статьи 129, статья 214.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, часть шестая статьи 20 ТК РФ).

1. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, выражается в действиях (бездействии), связанных с невыполнением (ненадлежащим выполнением) лицом обязанностей, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе в несоблюдении срока утверждения графика отпусков (часть первая статьи 123 ТК РФ); непроведении индексации оплаты труда работников организации при наличии установленного порядка указанной индексации (статья 134 ТК РФ); необеспечении педагогическому работнику права на сокращенную продолжительность рабочего времени (пункт 1 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”); нарушении установленного Правительством Российской Федерации порядка направления работников в служебные командировки; нарушении правил ведения трудовых книжек, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Так, постановлением  начальника отдела надзора и контроля по вопросам охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, оставленным  без изменения  Бичурским районным судом Республики Бурятия  МБОУ СОШ  (далее также – учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

При рассмотрении  дела об  административном  правонарушении установлено, что 18 ноября 2020 года в Государственную инспекцию труда в Республике Бурятия от Т., работающей в МБОУ СОШ, поступила жалоба.      

Государственной инспекцией труда в Республике Бурятия на основании распоряжения (приказа) руководителя от 12 ноября 2020 года проведена согласованная с прокуратурой Республики Бурятия проверка соблюдения МБОУ СОШ требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно части 2 статьи 66 Трудового кодекса РФ форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках» утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, согласно пункту 12 которых с каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении работодатель обязан ознакомить ее владельца под роспись в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку.

 Как следует из материалов дела, в нарушение приведенных выше требований трудового законодательства работник Т. не была ознакомлена работодателем под роспись с каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу.

Кроме того, в нарушение требований абзаца 9 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ трудовой договор с работником не содержит информацию об условиях труда на рабочем месте.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения МБОУ СОШ к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, и виновность МБОУ СОШ в его совершении подтверждается представленными в дело доказательствами.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к верному выводу о виновности МБОУ СОШ в совершении административного правонарушения.

Решением судьи Верховного суда Республики Бурятия жалоба представителя МБОУ СОШ также оставлена  без удовлетворения.

Постановлением начальника отдела в государственной инспекции труда в Республике Бурятия (по охране труда), МБДОУ признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного ч. 1 ст. 5.27  КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Решением судьи Бичурского районного суда Республики Бурятия постановление административного органа отменено, дело возвращено в административный орган на новое рассмотрение.

Государственной инспекцией труда в Республике Бурятия по заявлению С. проведена выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства в отношении МБДОУ, в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 84.1 ТК РФ, п. 36 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» трудовая книжка С. не была выдана в день увольнения 06.04.2021г., а направлена 23 апреля 2021г. почтой в адрес С.

Отменяя постановление должностного лица и возвращая дело в административный орган на новое рассмотрение, судья  районного суда   исходил из того, что С., который является потерпевшим по данному делу,  не  извещался о времени и месте рассмотрения дела должностным лицом  административного органа.

Данный вывод следует признать правильным, учитывая разъяснения, изложенные в п. 26  постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права”, согласно которым  в  случае, когда административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.27, 5.27.1 КоАП РФ, были выявлены в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия соблюдения требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основанием для проведения которого явилась жалоба (обращение) работника, указанное лицо привлекается к участию в производстве по делу в качестве потерпевшего, если ему указанным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (часть 1 статьи 25.2 КоАП РФ).

2. Трудовым кодексом Российской Федерации установлены сроки выплаты заработной платы работнику (статья 136). Нарушение названных сроков выплаты заработной платы в полном объеме, в том числе в неденежной форме, влечет привлечение виновного лица к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

Данная норма также предусматривает административную ответственность за нарушение сроков выплат иных сумм, причитающихся работнику, в том числе компенсации за задержку указанных выплат (пункт 2 части первой статьи 136, часть первая статьи 142, статья 236 ТК РФ).

Административная ответственность по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ наступает в том числе в случаях невыплаты заработной платы и иных выплат работникам, с которыми трудовой договор не заключался либо не был надлежащим образом оформлен, но они приступили к выполнению трудовой функции с ведома и по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя (часть третья статьи 16 ТК РФ).

Кроме того, при фактическом допущении физического лица к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, когда работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан произвести оплату такому физическому лицу за фактически отработанное им время (выполненную работу) (часть первая статьи 67.1 ТК РФ). Невыполнение данной обязанности также может быть квалифицировано по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

При прекращении трудового договора с работником, выплата заработной платы и иных сумм которому в соответствии с положениями трудового или коллективного договора производилась в безналичной денежной форме путем перечисления денежных средств на его текущий счет в кредитной организации, окончательный расчет и перечисление всех сумм, причитающихся работнику, должны быть произведены работодателем в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (часть третья статьи 136, статья 140 ТК РФ).

Для решения вопроса о привлечении к административной ответственности работодатель считается исполнившим данную обязанность в день передачи им в банк платежного поручения о перечислении работнику причитающихся сумм при условии наличия на расчетном счете работодателя денежных средств в необходимом размере. При этом дата фактического зачисления денежных средств на текущий счет работника значения для квалификации совершенных действий (бездействия) по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ не имеет.

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ следует также учитывать, что квалификации в качестве административного правонарушения не подлежат частичная невыплата (в размере менее половины подлежащей выплате суммы) свыше трех месяцев либо полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, иных установленных законом выплат работникам, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем (физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации), поскольку такие действия (бездействие) содержат признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В случае установления указанных обстоятельств при рассмотрении дела об административном правонарушении данное дело подлежит прекращению с передачей материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (пункт 3 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ, подпункт “а” пункта 1 части 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть вторая статьи 9 ТК РФ).

С учетом этого подлежащее квалификации по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ воспрепятствование осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата (часть третья статьи 136 ТК РФ), имеет место в том числе в случае, когда работодатель отказывает работнику в замене кредитной организации на основании положений коллективного договора, предусматривающих выплату заработной платы исключительно через конкретную кредитную организацию.

Административное правонарушение, выражающееся в несвоевременной выплате работнику заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, не является длящимся; срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда должна быть исполнена соответствующая обязанность (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Нарушение каждого установленного срока выплаты заработной платы, других выплат, допущенное в отношении нескольких работников, которым соответствующие выплаты не были произведены (произведены не в полном объеме) в одну и ту же дату, должно квалифицироваться как одно административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, о чем составляется один протокол об административном правонарушении (выносится одно постановление о возбуждении дела об административном правонарушении), если не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.

3. Действия (бездействие) лица, ранее подвергнутого административному наказанию, подлежат квалификации по частям 2, 5, 7 статьи 5.27, части 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ в том случае, если им совершено аналогичное административное правонарушение, которым является невыполнение (ненадлежащее выполнение) одной и той же обязанности, установленной трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение такого же административного правонарушения (например, отказ в выдаче документов, связанных с работой, или их копий одному, затем другому сотруднику (часть первая статьи 62 ТК РФ) (статья 4.6 КоАП РФ).

С учетом этого необходимо проверять, истек ли срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, на дату совершения нового аналогичного административного правонарушения. Окончание течения данного срока на дату вынесения постановления по делу об административном правонарушении не влияет на квалификацию имевшего место невыполнения (ненадлежащего выполнения) обязанности.

В случае возбуждения дела об административном правонарушении в отношении, в частности, должностного лица необходимо учитывать, что возможность привлечения его к административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены аналогичные правонарушения по одному месту работы или в разных организациях. Так, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности, например, по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ за нарушения, допущенные в одной организации, а затем в течение установленного статьей 4.6 названного кодекса срока совершивший аналогичное нарушение, являясь должностным лицом другой организации, может быть привлечен к ответственности по части 2 статьи 5.27 КоАП РФ.

Постановлением  мирового судьи  судебного участка  Северобайкальского  района  Республики Бурятия  привлечен  к административной ответственности  директор  ООО «К» Г. по  ч.7 ст.5.27 КоАП РФ (за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством), подвергнут  наказанию  в виде   административного штрафа в размере 20 000руб.  за допущенное им нарушение требований ст. ст.22, 136 ТК РФ, работникам организации заработная плата за май 2021г. в установленные сроки, то есть 15.06.2021 не выплачена. Задолженность перед 7 работниками по состоянию на 16.06.2021 составила руб.

При этом, мировым судьей  установлено, что  постановлением инспектора  Государственной инспекции труда в Республике Бурятия Г., являясь директором ООО «И» признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ за  нарушение требований ст.ст.22, 136 ТК РФ, выраженное  в несвоевременной выплате  заработной платы 132 работникам  ООО «И» в октябре 2020г.

Таким образом, мировым  судьей   установлено  повторное совершение  Г. в течение  года аналогичного правонарушения и правильно квалифицированы  его действия по ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ.

4. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ, необходимо установление факта допуска работника к выполнению им трудовой функции лицом, не имеющим на это полномочий, то есть действующим без ведома или поручения работодателя или уполномоченного на это его представителя (части третья и четвертая статьи 16, часть вторая статьи 67.1 ТК РФ).

К числу уполномоченных представителей работодателя следует относить лиц, наделенных полномочиями по найму работников в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора, а также иным способом, выбранным работодателем.

Неотъемлемым элементом объективной стороны состава данного административного правонарушения является отказ работодателя (или его уполномоченного представителя) в признании отношений, возникших между ним и лицом, фактически допущенным к работе, трудовыми (незаключение с лицом, фактически допущенным к работе, трудового договора).

Административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 5.27 КоАП РФ, не является длящимся, поскольку оно будет окончено с момента отказа работодателя признать в качестве трудовых отношения, возникшие между ним и работником, фактически допущенным к работе не уполномоченным на это лицом.

5. Частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ закреплена ответственность за уклонение от оформления трудового договора; ненадлежащее оформление трудового договора; заключение в нарушение требований части второй статьи 15 ТК РФ гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений с работником (заключение в письменной форме трудового договора) по смыслу части первой статьи 67 ТК РФ возлагается на работодателя. Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, но при этом работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть третья статьи 16, часть вторая статьи 67 ТК РФ). Невыполнение данной обязанности в названный срок свидетельствует об уклонении работодателя от оформления трудового договора.

Под ненадлежащим оформлением трудового договора для целей применения части 4 статьи 5.27 КоАП РФ следует понимать отсутствие в данном договоре тех сведений и (или) условий, которые предусмотрены частями первой и второй статьи 57 ТК РФ, а также включение в трудовой договор условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 9 ТК РФ).

При этом невключение в трудовой договор условий реализации трудовых прав и обязанностей, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (например, конкретной даты выплаты заработной платы), не образует объективную сторону состава указанного административного правонарушения, поскольку у работодателя отсутствует предусмотренная законом обязанность закреплять соответствующие положения в трудовом договоре.

Доказательствами по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается факт наличия между работником и работодателем трудовых отношений, а именно личного выполнения работником за плату трудовой функции, в том числе дистанционно, в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, включая постоянный характер сложившихся отношений (статьи 15, 56 ТК РФ, статья 26.2 КоАП РФ).

К таким доказательствам помимо протокола об административном правонарушении, в частности, могут быть отнесены:

  • объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания лица, фактически допущенного к работе, и свидетелей, письменные доказательства (в частности, оформленный лицу, фактически допущенному к работе, пропуск на территорию работодателя;
  • журнал регистрации прихода-ухода работников на работу;
  • графики работы (сменности);
  • журнал вводного инструктажа об ознакомлении работника с техникой безопасности;
  • ведомости выдачи денежных средств; заполняемые или подписываемые лицом, фактически допущенным к работе, товарные накладные, счета-фактуры, путевые листы, заявки на перевозку груза, акты о выполненных работах;
  • распоряжение (приказ) работодателя о списке сотрудников, выполняющих трудовую функцию дистанционно;
  • переписка сторон, в том числе по электронной почте; электронные документы, систематический обмен которыми осуществляется между работником, работодателем, другими сотрудниками, в том числе при дистанционной работе посредством электронной почты, зарегистрированной на домене работодателя для работника, либо удаленного доступа к рабочему столу служебного компьютера, документы, подтверждающие обмен задачами и результатами их контроля в сервисных программах, используемых работодателем, отчеты в конце установленного рабочего дня и т.п.);
  • вещественные доказательства (например, предоставленные при дистанционной работе работодателем работнику оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации, которые находятся вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя), материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.

Для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 5.27 КоАП РФ в связи с заключением гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, судье в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении необходимо установить трудовой характер отношений, возникших между работником и работодателем, а также их оформление гражданско-правовым договором, заключенным в том числе путем обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными (статья 19.1 ТК РФ, пункт 1 статьи 160, статья 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В том случае, если до рассмотрения дела об административном правонарушении наличие трудовых отношений между работником и работодателем, заключившими гражданско-правовой договор, было установлено вступившим в законную силу решением суда, принятым в порядке гражданского судопроизводства, либо в случае признания законным предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй статьи 15 ТК РФ в рамках административного судопроизводства судья при привлечении виновного лица к административной ответственности обязан учесть данный факт.

При выявлении в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия признаков, свидетельствующих о том, что отношения, оформленные в виде гражданско-правового договора и впоследствии прекращенные, имеют признаки трудовых отношений, должностное лицо вправе возбудить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, и передать такое дело для рассмотрения по существу судье, уполномоченному на его разрешение в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ).

Административные правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, не являются длящимися.

Административное правонарушение, заключающееся в уклонении от оформления трудового договора в случае, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, будет окончено по истечении предусмотренных частью второй статьи 67 ТК РФ трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Датой совершения административного правонарушения, выразившегося в ненадлежащем оформлении трудового договора или заключении гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, является дата заключения соответствующего договора.

6. Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влечет административную ответственность по соответствующей части статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Бичурским районным судом Республики оставлено без изменения  постановление начальника отдела надзора и контроля по вопросам охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, которым   МБОУ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., жалоба  представителя МБОУ СОШ без удовлетворения.

Из материалов дела следовало, что 18 ноября 2020 года в Государственную инспекцию труда в Республике Бурятия от Т., работающей в МБОУ СОШ, поступило заявление о том, что 17 июля 2020 года во время проведения ремонтных работ в указанной школе в результате несчастного случая она получила травму. В заявлении Т. просила трудовую инспекцию побудить директора школы Б. составить акт по форме Н-1 о несчастном случае на производстве.      

Государственной инспекцией труда в Республике Бурятия проведена согласованная с прокуратурой Республики Бурятия проверка соблюдения МБОУ СОШ требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Частью первой статьи 227 Трудового кодекса РФ установлено, что расследованию и учету в соответствии с главой 36 названного Кодекса подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Согласно части третьей указанной статьи расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат, в частности, события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы), повлекшие за собой временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя.

В силу части первой статьи 228 Трудового кодекса РФ при несчастных случаях работодатель (его представитель) обязан немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в Трудовом кодексе Российской Федерации, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации; принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с главой 36 названного Кодекса.

Согласно частям 1 и 3 статьи 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

В соответствии с пунктом 13 приказа Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.

Согласно положениям части 1 статьи 225 Трудового кодекса РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Как следует из материалов дела, с 12 января 2011 года Т. работает в МБОУ СОШ; с 1 июля 2020 года Т. был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск на 42 календарных дня.

Из заключения государственного инспектора труда от 18 декабря 2020 года (л.д. 99) следует, что ежегодно в июле месяце районное управление образованием администрации Б. района Республики Бурятия организует приемку школы к новому учебному году, приемка осуществляется по графику в период с 20 по 25 июля. В помещении столовой мелкий косметический ремонт проводится работниками столовой – заведующим, поваром школы и поваром детского сада. 

17 июля 2020 года к 10 часам Т. пришла в школу для проведения мелких ремонтных работ и уборки столовой по устной договоренности с заведующей столовой У., которая в этот день также находилась в школе вместе с поваром детского сада А.

Т. проводила уборку в обеденном зале, мыла окна. После обеда она стала вешать на оконные карнизы тюль, однако упала со стремянки на пол.

Находившая в это время в школе директор Б. вызвала скорую помощь; Т. была госпитализирована в районную больницу.

 Однако, как установлено должностным лицом трудовой инспекции в ходе проведения проверки, в нарушение приведенных выше требований статей 227 и 228 Трудового РФ указанное происшествие работодателем расследовано не было; работодатель не проинформировал немедленно о несчастном случае уполномоченные органы и организации.

Кроме того, выдача Т. средств индивидуальной защиты не фиксируется в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты; в нарушение требований статей 212 и 225 Трудового кодекса РФ работодателем не обеспечено обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проверка знаний требований охраны труда Т.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения МБОУ СОШ к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и виновность МБОУ СОШ в его совершении подтверждается представленными в дело доказательствами.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к верному выводу о виновности МБОУ в совершении инкриминируемого административного правонарушения.

При этом несчастный случай на производстве квалифицируется как любое событие, в результате которого работник получил повреждение здоровья при выполнении трудовых обязанностей или работ в интересах работодателя (часть 1 статьи 227 Трудового кодекса РФ, абзац 10 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ, часть 3 пункта 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев, утвержденного постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 года № 73).

В трудовом законодательстве помимо понятия «несчастный случай на производстве» есть понятие «несчастный случай, не связанный с производством» (часть 6 статьи 229.2 Трудового кодекса РФ).

Установить, связан несчастный случай с производством или нет, вправе только комиссия в ходе расследования, которое должен организовать работодатель (абзац 6 статьи 228 Трудового кодекса РФ).

Доводы стороны защиты о том, что директор школы Б. не давала распоряжений о проведении уборки в помещении столовой, решающего значения для правильной квалификации работодателя по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ не имеет, равно как и доводы, касающиеся механизма образования травмы потерпевшей, степени ее тяжести и характера травмирующего предмета.  

В спорной ситуации в силу приведенных выше требований трудового законодательства у работодателя возникла обязанность обеспечить расследование в установленном порядке несчастного случая, установить все обстоятельства произошедшего. При этом, оценка квалификации несчастного случая дается только по результатам проведенного расследования.

Кроме того, установлено, что выдача Т. средств индивидуальной защиты не фиксируется в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проверка знаний требований охраны труда Т. не обеспечены.

Таким образом, МБОУ СОШ правомерно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.  

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебного решения и постановления должностного лица, Верховным  судом Республики Бурятия, а также Восьмым  кассационным судом  общей  юрисдикции при рассмотрении  жалобы  представителя Учреждения, не установлено.

7. По части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ подлежат квалификации непроведение или нарушение установленного порядка проведения работодателем на рабочих местах специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда (пункт 1 части 2 статьи 4, статья 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – Федеральный закон “О специальной оценке условий труда”).

Нарушением установленного порядка проведения специальной оценки условий труда следует признавать невыполнение работодателем обязанностей, а также установленных в соответствии с названным федеральным законом обязательных требований к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам (в частности, пункты 2 – 5, 7 части 2 статьи 4, части 1 – 4 статьи 8, статьи 9, 11, части 10, 11 статьи 12, статья 15 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”).

При этом невыполнение работодателем иных обязанностей в связи с проведением специальной оценки условий труда, предусмотренных, например, пунктом 6 части 2 статьи 4 Федерального закона “О специальной оценке условий труда” (нереализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда, допущенное организацией, проводившей специальную оценку условий труда, подлежит квалификации по статье 14.54 КоАП РФ.

Необходимо учитывать, что административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, не является длящимся, поскольку выражается в невыполнении обязанностей к установленному сроку (например, непроведение специальной оценки условий труда, непредставление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (часть 4 статьи 8, часть 2 статьи 11, часть 2 статьи 17 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”).

8. Допуск к исполнению трудовых обязанностей работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (далее также – прохождение необходимого обучения и проверка знаний), а также обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), обязательные психиатрические освидетельствования (далее также – обязательные осмотры) или имеющего медицинские противопоказания, влечет административную ответственность по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Так, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 указанной статьи КоАП РФ, образует, например, допуск любого работника организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинской организации или детского учреждения, независимо от его трудовых функций, к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения периодических медицинских осмотров (часть вторая статьи 213 ТК РФ).

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения, проверки знаний, а также обязательных осмотров или при наличии медицинских противопоказаний является длящимся административным правонарушением, поскольку оно выражается в длительном непрекращающемся невыполнении работодателем обязанности отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, обязательный медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором (часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, абзацы третий – пятый части первой статьи 76 ТК РФ).

Следует учитывать, что фактическое допущение каждого работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения, проверки знаний или обязательных осмотров подлежит квалификации в качестве отдельного административного правонарушения с назначением административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

9. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, выражается в бездействии, в частности в необеспечении работников (независимо от их количества) согласно установленным нормам средствами индивидуальной защиты, отнесенными соответствующим техническим регламентом о безопасности средств индивидуальной защиты к 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, а также невыполнении обязанности по хранению таких средств, их стирке, химической чистке, сушке, ремонту и своевременной замене (примечание к статье 5.27.1 КоАП РФ, часть третья статьи 221 ТК РФ).

В связи с тем, что часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, в случае выявления в рамках проведения проверки названного нарушения, допущенного в отношении нескольких работников, составляется один протокол об административном правонарушении.

Административное правонарушение, предусмотренное названной нормой, является длящимся.

Постановлением  мирового судьи   судебного участка Северобайкальского  района Республики Бурятия  генеральный директор  АО «Т»  привлечен к административной ответственности по ч.  4 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначено   наказание в  виде административного штрафа.

Согласно примечанию к данной норме под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза “О безопасности средств индивидуальной защиты” ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Согласно положений ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в том числе: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии с п. 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н, пункт 108 которого содержит нормы выдачи средств индивидуальной защиты для огнеупорщика, пункт 3 которого содержит нормы выдачи средств индивидуальной защиты для аппаратчика химводоочистки.

При рассмотрении дела  достоверно установлено, что огнеупорщики К., М. не обеспечены средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза “О безопасности средств индивидуальной защиты” ко 2 классу, а именно им не были выданы костюмы для защиты от повышенных температур.

Действия АО «Т»  квалифицированы по ч.  4 ст.5.27.1 КоАП РФ правильно.

10. Ввиду различной правовой природы таких способов защиты прав граждан, как индивидуальный трудовой спор и привлечение работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, наличие рассмотренного или подлежащего рассмотрению индивидуального трудового спора между работником и работодателем не исключает возможности привлечения последнего к административной ответственности.

При этом решение органа, уполномоченного на рассмотрение индивидуальных трудовых споров,  необходимо учитывать при рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве одного из доказательств.

11.Постановлением мирового судьи  судебного участка Советского района г.Улан-Удэ  должностное лицо –  заведующая  МАДОУ признана виновной в совершении   административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.  5.42 КоАП РФ с назначением  административного штрафа в размере 5 000руб.

Статьей 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Так, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 1 названной статьи).

Согласно абзацу пятому части второй статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты.

В соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в частности, инвалидов. Статьей 13 этого же закона установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

В силу абзаца третьего пункта 3 статьи 25 Закона “О занятости населения в Российской Федерации” работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину (пункт 5 статьи 25 Закона “О занятости населения в Российской Федерации”).

В пункте 2 части 1 статьи 20 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” предусмотрено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Из материалов дела видно, что  МАДОУ на 2021 год Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия была установлена квота для трудоустройства инвалидов в количестве 2 человек.

Однако в нарушение указанных требований законодательства учреждение на 13.04.2021 года не выполнило квоту по трудоустройству инвалидов в полном объеме, указанное учреждение создало и выделило рабочее место для трудоустройства только одному инвалиду, не приняла локальные нормативные акты.

12.Статья  15.33.2  КоАП РФ (в редакции,  действовавшей до 01.01.2021) предусматривала ответственность  за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, –  наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Федеральным законом от 01.04.2020 N 90-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”  в ст.15.33.2  КоАП РФ были внесены изменения.

С 01.01.2021  указанная статья изложена в следующей редакции:

Часть 1 – непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Часть 2  – непредставление в установленный Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 указанного Федерального закона, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” (далее – Закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 – 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 данной статьи, – в налоговые органы по месту их учета.

Согласно пункту 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

  1. страховой номер индивидуального лицевого счета;
  2. фамилию, имя и отчество;
  3. идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно п.2.1 ст.6  указанного  Федерального закона  в разделе “Сведения о трудовой деятельности” указываются: 

1) место работы:

  • наименование страхователя, сведения об изменении наименования страхователя, основание изменения его наименования (реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих изменение наименования страхователя);
  • регистрационный номер страхователя;

2) сведения о выполняемой работе и периодах работы:

  • сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации;
  • конкретный вид поручаемой работнику работы);
  • сведения о переводах на другую постоянную работу;
  • сведения об увольнении, основаниях и о причинах прекращения трудовых отношений;
  • реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений и другие, перечисленные в указанном пункте.

Представленный на рассмотрение мировому судье  судебного участка  Еравнинского района  Республики Бурятия   протокол об административном  правонарушении, составленный в отношении   должностного лица –  начальника  МКУ ХТО АМО СП «У»  часть указанной статьи  не содержал.

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении  Кодекса РФ об административных правонарушениях» установлено, что несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Вместе с тем, мировым судьей при вынесении постановления  о привлечении   должностного лица  к административной ответственности  за нарушение сроков  представления  сведений за январь 2021 года,  (должны быть представлены не позднее 15.02.2021) не дана окончательная юридическая квалификация  действиям  привлекаемого лица. Должностное лицо  привлечено  к ответственности  в редакции ст. 15.33.2 КоАП РФ, которая не действовала на момент  совершения  административного правонарушения.

В целях правильного  разрешения  дел об административных правонарушениях необходимо  обеспечить  соблюдение требований, предусмотренных ст.ст. 29.10, 24.1, 26.1 КоАП РФ,  исходить из всестороннего, полного и объективного исследования и оценки всех обстоятельств дела и представленных доказательств; учитывать  положения ч.3. ст.30.6 КоАП РФ;  истребовать   материалы, послужившие  основанием  для вынесения обжалуемого  постановления  должностного лица, их копии приобщать к материалам дела  в полном объеме.

Контролировать  исполнение  постановлений, в том числе, по которым назначено административное  наказание в виде административного штрафа для достижения цели административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *