Практика рассмотрения дел, связанных с нахождением на территории РФ иностранных лиц и лиц без гражданства

Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в соответствии с планом на первое полугодие 2023 года обобщена практика рассмотрения в 2022 году и первом квартале 2023 года судами республики  административных дел, связанных с пребыванием на территории Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

Обобщение показало, что суды в основном правильно рассматривают дела указанной категории, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ) и Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

В силу пунктов 9, 9.4 статьи 31 Федерального закона № 115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, помещаются и содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации только на основании решения суда, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 указанной статьи. Несогласие с решением о запрете въезда в Российскую Федерацию и о депортации, а также наличие близких родственников, не являются основаниями для отказа в помещении иностранного гражданина в специальное учреждение.

Гражданин Азербайджанской Республики К. прибыл на территорию Российской Федерации в 2018 году и за период пребывания неоднократно привлекался к административной ответственности.

05.03.2020 МВД по РХ на основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона № 114-ФЗ вынесло решение о неразрешении въезда К. в Российскую Федерацию, а 23.03.2020 на основании пункта 1.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ аннулировало разрешение К. на временное проживание.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

11.01.2022 МВД по РХ принято решение о депортации К. из Российской Федерации.

Установив данные обстоятельства, суд, руководствуясь пунктом 9 статьи 31 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которому иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, удовлетворил  административное исковое заявление МВД по РХ о помещении К. в специальное учреждение.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия своим определением от 22.01.2022 оставила решение без изменения, отметив, что доводы апелляционной жалобы К., которые сводятся к несогласию с решениями о запрете въезда в Российскую Федерацию и о депортации, не могут служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через государственную границу за пределы Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 25.09.2014 № 1830-О и от 05.03.2014 № 628-О, иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом «f» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

Действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.

С учетом данной правовой позиции наличие близких родственников  на территории Российской Федерации не исключает возможность содержания К. в специальном учреждении до исполнения решения в пределах установленного судом срока  (дело № 33а-602-2022).

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 31 Федерального закона № 115-ФЗ в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней. Иностранный гражданин, не исполнивший данную обязанность, подлежит депортации.

На основании подпункта 4 статьи 26 Федерального закона № 114-ФЗ, согласно которому въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, – в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности, в отношении иностранного гражданина К. 05.03.2020 МВД по РХ принято решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации сроком до 17.02.2023, с которым он ознакомлен 15.07.2020.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть пятая статьи 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ).

24.03.2020 на основании решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации от 05.03.2020 МВД по РХ аннулировало разрешение на временное проживание К. в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации (пункт 3 статьи 31 Федерального закона № 115-ФЗ).

В расписке от 15.07.2020 К. обязался выехать с территории Российской Федерации после снятия ограничений, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), в установленный законом срок.

Судом установлено, что ограничения по посещению Азербайджанской Республики сняты 10.07.2021, возобновлено воздушное сообщение.

Таким образом, после снятия ограничений по посещению Азербайджанской Республики у К. отсутствовали правовые основания для нахождения на территории Российской Федерации, однако добровольно он не выехал, что и послужило основанием для принятия МВД по РХ 11.01.2022 решения о депортации К.

Установив данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о соответствии принятого решения действующему законодательству, а также об отсутствии нарушения прав административного истца, и отказал в удовлетворении административного иска. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам ВС РХ от 11.05.2022 решение оставлено без изменения (дело № 33а-1032/2022).

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При несоблюдении указанных критериев ограничения представляют собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите.

         10.09.2021 МВД по РХ приняло решение об отклонении заявления лица без гражданства В. о приеме в гражданство на основании пункта «г» части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ), поскольку распоряжением Минюста России от 27.01.2015 № 886-рн его пребывание (проживание) в Российской Федерации признано нежелательным на срок до 16.12.2023.

         Вступившим в законную силу решением Абаканского городского суда от 24.02.2022 распоряжение Минюста России от 27.01.2015 № 886-рн, которое было единственным основанием для принятия решения от 10.09.2021, признано незаконным.

         В соответствии  с частью 1 статьи 41.3 Федерального закона № 62-ФЗ лица, указанные в части первой статьи 41.1 настоящего Федерального закона, принимаются в гражданство Российской Федерации без учета требования о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

Установив данные обстоятельства и руководствуясь частью 1 статьи 41.3 Федерального закона № 62-ФЗ суд признал незаконным решение МВД по РХ от 10.09.2021.

На довод апелляционной жалобы административного ответчика о том, что на момент подачи В. заявления о вступлении в гражданство распоряжение Минюста России от 27.05.2015 № 886-рн не было признано незаконным, суд апелляционной инстанции указал, что силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При несоблюдении указанных критериев ограничения представляют собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также, если соблюдается баланс между законными интересами лица, права которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства и общества.

Согласно информации, полученной из компетентных органов Азербайджанской Республики, определить принадлежность В. к гражданству Азербайджанской Республики не представляется возможным.

Кроме того, апелляционным определением ВС РХ от 21.04.2021 судимость В. по приговору Усть-Абаканского районного суда от 24.02.2014 снята до истечения срока судимости. УФСБ России по РХ в письме от 30.07.2021 указало, что помимо распоряжения Минюста России от 27.01.2015 № 886-рн, иными сведениями, препятствующими оформлению гражданства В., не располагает.

С учетом данных обстоятельств суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемое решение об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, даже несмотря на отмену распоряжения Минюста России от 27.01.2015 № 886-рн только 24.02.2022, не отвечает целям, предусмотренным частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации (дело № 33а-2248/2022).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *